Заместитель директора ООО «ТЕХНОТЕХ» Владимир Семенов вместе с представителями Марийского государственного университета принял участие в рабочем совещании по проблеме кадрового потенциала отрасли радиоэлектронной промышленности и возможным вариантам ее разрешения. В обсуждении в формате видеоконференцсвязи также приняли участие представители АНО «Национальное агентство развития квалификации», Совета по профессиональной квалификации в области промышленной электроники и приборостроения, Совета по профессиональной квалификации в наноиндустрии, высших учебных заведений, АРПЭ, промышленных компаний.
Спрос на выпускников технических вузов постоянно растет, но рынок труда не может обеспечить предприятия необходимым количеством кадров из-за отсутствия четкой взаимосвязи между промышленным бизнесом, наукой и образованием. Кроме того, зачастую выпускники техвузов обладают значительными академическими знаниями, в то время как предприятиям необходимы специалисты с конкретными компетенциями, умениями и навыками, со знанием прикладных программ, инженеры-исследователи, проектировщики и разработчики, конструкторы и технологи. Также существует проблема и с повышением квалификации. В условиях инновационного развития, как неотъемлемой части процессов импортозамещения, необходимы специалисты широкого профиля, способные выполнять функции конструктора, технолога, организатора производства, экономиста, руководителя с обязательным знанием иностранного языка. Вместе с тем современные образовательные программы вузов не всегда отвечают требованиям профессиональных стандартов и рынков.
Современные реалии таковы, что в режиме санкционных ограничений наращивание кадровых ресурсов радиоэлектронной отрасли необходимо вести в ускоренном режиме. Участники ВКС обсудили пути применения новых форм и форматов, как образовательного процесса, так и повышения квалификации работников отрасли, а именно:
- Формирование новых инновационно-технических кластеров электронной промышленности, включающих центры компетенции (вузы + СПО+компании), в якорных регионах c максимальной концентрацией компаний РЭП и наличие образовательных организаций с образовательными программами в области РЭП по аналогии с ИТК волокно-оптических технологий Фотоника (г. Пермь), ИТК технологий и радиоэлектроники (г. Санкт-Петербург), проектируемый ИТК радиоэлектроники Марий Эл.
- Развитие сервиса профориентации школьников, студентов и работников (доппрофобразование), в том числе на базе центров занятости.
- Сближение образовательных форматов: компетенции-образовательные программы обучения (переобучение/дополнительное образование)-профессиональные квалификации для ускоренного наращивания кадровой базы РЭП.
- Внедрение лучших практик новых форм и форматов подготовки кадров для РЭП на стадии образовательного процесса (вузы/среднее профессиональное образование (СПО) с использованием механизма бизнес-партнерства. Выступавший от промышленного блока Владимир Семенов в своем выступлении подчеркнул, что необходимо акцентировать внимание в первую очередь на подготовке преподавателей и технической базы, на которой станет возможным обучение студентов реальной работе.