ENG
Оформить заказ

В России принята новая Стратегия развития электронной промышленности

Документ, определяющий основные направления государственной политики в сфере развития нашей отрасли на следующие десять лет, стал одним из первых распоряжений нового Главы Правительства России М.Мишустина и был подписан 17 января 2020 г.

Основная задача новой Стратегии — создание конкурентоспособной отрасли на базе российских разработок. Импортозамещение, развитие отечественных технологий и производства планируется вывести на качественно новый уровень.

Этапы стратегии

Первый этап: Продвижение на зарубежные рынки.

Предполагается доработка технологий, бизнес-моделей, пересмотр инвестиций с целью диверсификации. Приведения технических параметров электроники в соответствие со стратегией.

Второй этап: Усиление присутствия.

Уверенная экспансия российской электроники на новые международные рынки. Возможны партнерские программы с иностранными участниками, масштабирование существующих проектов.

Третий этап: Устойчивый рост.

Устойчивый рост отрасли с лидирующими позициями на вновь образованных рынках. Обеспечение глобального технологического лидерства, создание российской кремниевой долины.

Осуществлять намеченные этапы планируется через подготовку кадрового резерва, развитие научно-технического потенциала, переоснащение производства и ввод новых промышленных технологий.


Ключевыми рисками внедрения Стратегии названы такие факторы как неэффективное использование ресурсов, увеличение стоимости входа на новые рынки, дороговизна освоения новых технологий, глобальная гиперконкуренция, нехватка кадров, несоответствие продукции ожиданиям потребителей, административные барьеры и дефицит данных для принятия решений.

Стратегией предусматривается комплексное решение задач по девяти ключевым направлениям: «Научно-техническое развитие», «Средства производства», «Отраслевые стандарты», «Кадры», «Управление», «Кооперация», «Отраслевая информационная среда», «Рынки и продукция» и «Экономическая эффективность».

Прогнозируемый рост

Документ предполагает рост объема годовой выручки отрасли к 2030 г. до 5,22 трлн руб., при доле гражданской продукции промышленного производства не менее 87,9% от общего объема. Планируется, что доля электронной продукции российского производства в общем объёме внутреннего рынка электроники (по выручке) составит 59,1%, а объем экспорта электронной продукции при целевом сценарии должен увеличиться до $12,02 млрд, или до $14,8 млрд при инновационном сценарии.

К слову, в период 2008-2018 гг. выручка отрасли, согласно данным документа, составила 1,868 трлн руб., доля гражданской продукции по выручке составила 50,3%; доля гражданской электроники в общем объеме внутреннего рынка электроники по выручке составила 31%. Экспорт российской электронной продукции составил $4,16 млрд (рост в 4,4 раза по отношению к 1998-2008 гг.). По состоянию на 2018 год на долю электронной продукции в общем объеме мировой экономики приходилось около 4,2%.

Через десять лет доля выручки отрасли в ВВП должна достичь 3,5%, что составляет увеличение почти два раза по отношению к текущим 1,8%. 

Выработка продукции на 1 сотрудника в электронной промышленности должна достигнуть 12,5 млн. рублей, что составляет рост в 2,6 раза по отношению к текущим 4,8 млн. рублей в год.

По состоянию на 2019 г. отрасль была представлена 1600-1700 предприятиями и организациями, из них 422 организации с госучастием (около 55% отраслевой выручки), 370 из них включены в реестр ОПК; 1200 преимущественно малых и средних частных российских компаний (около 23% выручки) и 30 компаний с иностранным капиталом (до 22% выручки).

Общее количество сотрудников организаций отрасли составляет около 290 тыс. человек. Выработка продукции по отрасли составила 4,8 млн руб. на сотрудника.

11 марта 2020